Казалось бы, основные пункты стратегии перехода на электромобили компания Renault обнародовала еще в январе, представляя глобальный план развития Renaulution. Они пока не подвергались пересмотру: к 2025 году компания представит десять новых электромобилей, из которых семь будет под маркой Renault, а объем выпуска батарейных машин достигнет 400 тысяч в год. Для сравнения, такое же количество выпущено компанией Renault за прошедшие десять лет. Доля электромобилей в европейской структуре продаж Renault к 2025 году должна достичь 30%, а к 2030 году — 90%.
Теперь же в компании разложили эту стратегию «по полочкам», придумав новый термин Electropop: мол, популяризация электромобилизации. Для массовых моделей в рамках альянса Renault-Nissan-Mitsubishi предусмотрены две модульные платформы. Первая — CMF-EV, разработку которой курировал Nissan. Она предназначена для относительно крупных машин классов C и D, имеет оптимизированную для «электричек» компоновку (вся электротехника расположена спереди) и заднюю многорычажную подвеску, а самые дальнобойные машины на этой платформе смогут проехать до 580 км на одной зарядке.
Первой серийной моделью на тележке CMF-EV станет кроссовер Nissan Ariya, а с французской стороны — грядущий хэтчбек Renault MeganE, который выйдет на рынок в 2022 году. Следом появится и более крупный кроссовер, предвестником которого стал прошлогодний концепт Renault Morphoz.
Вторая платформа называется CMF-BEV, ее созданием занимается Renault, и она предназначена для более компактных и доступных машин. Заявлено, что 50% компонентов унифицировано с существующей архитектурой CMF-B, а в итоге «младшая» тележка получилась на 33% дешевле нынешней платформы хэтчбека Renault Zoe. Максимальная дальность хода — только 400 км по циклу WLTP. Первой серийной моделью на этой платформе станет ретрохэтчбек Renault 5, который выйдет на рынок в первой половине 2024 года.
Эта же платформа CMF-BEV ляжет в основу ностальгического паркетника Renault 4Ever по мотивам оригинальной «четверки», который сама компания пока засветила только в виде силуэта, хотя патентные изображения появились еще месяц назад. Кроме того, в гамме будет компактный фургончик на базе модели 4Ever — с таким же силуэтом, как у оригинальной модели Renault 4 Fourgonnette шестидесятых годов.
Под брендом Alpine запланированы сразу три мощных электромобиля. Судя по тизеру, это «горячая» версия хэтчбека Renault 5, некий купеобразный кроссовер, а также спорткар на отдельной платформе. Разработка последнего ведется совместно с британской фирмой Lotus, а его дебют назначен на 2024 год.
Есть подробности и по отдельным ключевым компонентам. Главный пункт — тяговые батареи, на которые, по данным Renault, до сих пор приходится 40% от цены электромобиля. Например, аккумулятор компании LG Chem для хэтчбека Renault Zoe имеет удельную цену 170 долларов за один кВт∙ч. Сейчас Группа Renault начала работу над новыми батареями совместно с компаниями Envision AESC и Verkor (в проекте есть строительство двух аккумуляторных заводов), и они будут отличаться от нынешних.
В ближайшей перспективе Renault делает ставку на литий-ионные NMC-аккумуляторы с никель-марганец-кобальтовыми катодами: по сравнению с нынешними, они имеют повышенную удельную энергоемкость и более щадящий температурный режим. Также компания полностью перейдет на стандартизированные аккумуляторные ячейки с двумя вариантами высоты модуля. К 2024 году удельная цена батарей должна снизиться до 100 долларов за один кВт∙ч, в том числе благодаря увеличению объема производства.
В течение пяти лет инженеры обещают исключить из химического состава дорогой кобальт, а к 2030 году довести до ума твердотельные аккумуляторы, которые станут еще более емкими, а вдобавок пожаробезопасными. Предполагается, что такие батареи будут стоить по 80 долларов за один кВт∙ч.
Вопросом утилизации батарей в компании Renault тоже занимаются, хотя пока что переработано аккумуляторов лишь общей емкостью 75 МВт∙ч. Сейчас это недешевое удовольствие: заявлено, что переработка одной батареи стоит 1000 евро, но к 2030 году этот показатель должен уменьшиться втрое — в том числе благодаря иному химическому составу самих батарей. Также аккумуляторы с остаточной емкостью около двух третей будут повторно использоваться в домашних буферных модулях.
Есть подробности и о тяговых электромоторах (на них приходится 10% цены электромобиля). Если сравнивать с моделью Zoe образца 2012 года, то цена двигателей уже снизилась примерно на 20%. А в дальнейшем они станут еще дешевле: уже на модели MeganE будет установлен новый синхронный электромотор, созданный без использования редкоземельных металлов. Следующий шаг — двигатель с осевым магнитным потоком, разработка которого ведется совместно со стартапом Whylot. Он должен стать компактнее и экономичнее нынешних моторов. По плану, с 2025 года Renault начнет ставить такие двигатели на гибриды, а уже потом на полноценные электромобили.
Тогда же, в 2025 году, будет готов унифицированный модуль, объединяющий электромотор, редуктор и все блоки управления, причем такая система станет работать с напряжением 800 вольт, что сулит меньшее сечение и массу силовой проводки. Заявлено, что такой модуль «все в одном» будет на 45% компактнее и на 30% дешевле нынешних сборных компонентов. Кстати, под производство электродвигателей будет полностью перепрофилирован нынешний моторный завод во французском Клеоне.
В компании Renault заявляют, что за прошедшие десять лет затраты на разработку и производство электромобилей сократились на 40%, и сейчас такие модели становятся прибыльными. А вся смета грядущей модели Renault 5 составлена без учета государственных субсидий, которые к моменту ее выхода, скорее всего, закончатся. Так что повышение уровня маржи до 5% к 2025 году в компании Renault видят вполне достижимым.
Источник:autoreview.ru